Теперь мы можем отправиться на планеты «Мира полубогов», где живут различные существа, чье тело соткано из более тонкой материи, нежели человеческое, и которые обладают необыкновенными способностями и могуществом. В христианстве и исламе их называют ангелами и архангелами. Они постоянно пекутся о благе и процветании всей Вселенной. Сварга — мир четырехмерного пространства, поэтому его обитатели воспринимают любую сферу как тор (фактически — плоскость). Отсюда древнеарийское название Земли — Бхумандала (букв, «земная плоскость»), хотя Капила говорил, что Бхумандала — лишь один из вселенских пластов, включающих в себя как Землю, так и многие другие видимые и невидимые человеческому глазу планеты земного типа. Устройство Вселенной, описанное в ведических пуранах и трактатах, было объяснено людям обитателями высших планет, поскольку человечество не могло самостоятельно приобрести столь обширные знания в области астрономии, физики и биологии. Поэтому при изучении этих древних трактатов необходимо учитывать систему координат (четвертое измерение), на основе которой они излагались.
Некоторые из представителей этого пространства известны как девы (полубоги), контролирующие и управляющие различными звездами, планетами, стихиями и энергиями Вселенной. Они могут легко манипулировать материальными элементами и мгновенно, со скоростью мысли, перемещаться в любую точку нашего мира. Если кто-то подумает о них, они тут же оказываются рядом. По своему желанию они способны создать тело, которое можно воспринять чувствами. Они обладают огромными знаниями и могуществом, и их возможности, хотя и ограниченные по сравнению с возможностями других обитателей материального мира, кажутся безмерными. Людям, перед которыми они предстают, кажется, что Сам Господь снизошел на планету, поэтому их часто называют богами. В ведических трактатах описано несколько тысяч полубогов, но чаще всего упоминаются Индра (Зевс, Юпитер) — царь девов, Сурья — бог Солнца, Чандра — бог Луны, Апила (Ваю) — повелитель ветра, Варуна (Нептун) — повелитель водных стихий, Агни (Гефест) — повелитель огня, Сарасвати — богиня знаний, Кубера — бог благосостояния. Упоминаются также Ямарадж (Плутон) — бог смерти, Дхармарадж (Сатурн) — бог законности и справедливости, Сканда (Марс) — бог боевых искусств, Бхуми — богиня Земли и Ашвини Кумары — боги-близнецы, покровительствующие медицине.
Представления современных историков о якобы политеизме древних, поклонявшихся многим богам, лишены оснований. Древние арии говорили, что Бог только один, хотя Он может быть известен разным народам под разными именами. Чаще всего они называли Его Вишну (букв. «Всевышний») или Кришна (букв. «Всепривлекающий»). Так же и древние славяне считали, что Бог — это Вышенъ или Крышень, а все остальные — лишь проявления Его энергий.
У каждого полубога много помощников, которые называются чараны. Они всегда находятся рядом с полубогами, поскольку состоят в их свите. Чараны делают все, чтобы их господина почитали и прославляли. Чараны наделены многими замечательными способностями, но при этом очень скромны и используют мистическую силу только по желанию своих повелителей. Они являются образцом служения в материальной Вселенной.
В мире Сварга, который иногда называют райским, живут также муни — вселенские мудрецы, контролирующие философско-религиозные традиции и дающие знания всем цивилизациям нашей Вселенной. Муни периодически перемещаются с одной планеты на другую. Часто они рождаются среди людей и выглядят очень похожими на нас, однако никогда не утрачивают память о своем происхождении. Тем, кто культивирует знание, они очень благоволят и всегда помогают, устраняя различные препятствия на пути. Наиболее известны среди них Нарада, Вьяса, Бхригу, Капила, Атри, Марини, Васиштха, Гаутама, Агастъя, Поуластъя, Пулаха, Патанджали, Ангира и Бхарадвадж.
Есть там также гандхарвы — небесные музыканты. Они создают музыку, от которой испытывают блаженство даже полубоги. Существует история-притча о великом музыканте, чья гениальность проявилась чуть ли не с самого рождения. Даже шелест листвы или пение птиц немедленно рождали в нем мелодию, исполнение которой заставляло трепетать его поклонников. Красота создаваемых им произведений не поддавалась описанию, и люди почитали его как бога. Он нежился под лучами славы, и гордыня захлестывала его душу. Но однажды во сне ему явился гандхарва и сыграл на флейте нечто, отчего рассудок музыканта едва не помутился. Он понял, что его собственная музыка рядом с небесной звучит как скрип телеги, и после этого не смог создать ни одного произведения.
Гандхарвы (самый известный среди них — Читраратха) покровительствуют всем видам искусств — будь то музыка, живопись, поэзия или что-либо иное. Люди, способные трансформировать свои эмоциональные переживания и творческую энергию (шакти) в различные формы искусства, получают от них любую помощь. Однако если кто-то пытается творить не во благо Мира, а только из личной корысти — ради получения известности, почестей или богатства, -Гандхарвы лишают его таланта. Очень близки к ним апсары (нимфы), покровительствующие театру, танцам и гармонии отношений между людьми, помогающие тем, кто искренен в любви и дружбе. Будучи воплощением эстетики и вселенской красоты, Апсары наделяют человека природным обаянием и чувством вкуса. Если кто-то принимает ложное отречение, не раскрыв своего сердца и не развив в себе любви, они используют прабхаву (сверхъестественную силу искушения), чтобы преподать ему урок.
Там можно также встретить киннаров (кентавров) и кимпурушей, следящих за соблюдением законов равновесия на различных планетах и в системах. Любой «перекос» в материальном мире создает проблемы для всех его обитателей. Поэтому если, например, одна империя захватывает власть на планете и не имеет противовеса, она довольно быстро терпит крах; если один человек становится самым великим или гениальным, то вскоре его настигает смерть; если кто-либо слишком «заземляется» (становится излишне прагматичным) или, наоборот, начинает «витать в облаках» — его духовное развитие прекращается; если в нашем теле какой-либо гормон или биологически активное вещество начинают доминировать, то тело неизбежно разрушается. Материальный мир целиком построен на противоречиях и управляется по закону единства и борьбы противоположностей (кстати, впервые сформулированному мудрецом Капилой). Когда какая-то система полностью «прогнила» и, подобно ветхой одежде, не подлежит восстановлению, кимпуруши разрушают ее. Там же, где появляются киннары возрождаются равновесие и гармония.
Практикующие аштангаа-йогу (восьмиступенчатую систему Патанджали), но не достигшие совершенства, после смерти рождаются в Мире Сварга в особом пространстве, называемом Тапалокой. Они получают тело, которое не нуждается в различных материальных потребностях вроде еды или сна В этом пространстве для них созданы все необходимые условия для занятия йогой. Санат-кумар вместе с Салакой, Санандой и Санатаной, считающимися сыновьями Брахмы, покровительствует и защищает обитателей Тапалоки. Когда йоги достигают восьмой ступени, называемой самадхи, они входят в тело Брахмы, где остаются в непроявленном состоянии сознания до полного разрушения Вселенной. Когда Брахма завершает свою игру в мире «виртуальной реальности» и возвращается в обитель Бога, все живые существа, «растворенные» в его теле, пробуждаются и получают духовное освобождение. Некоторые из великих йогов, достигших совершенства, таких, как Кави, Антарикша, Прабудха, Хави и Пипалаяна, помогают кумарам, оставаясь в пространстве Tana.
В Мире Сварга живут также сиддхи и видъядхары («чародеи»), кои довольно многочисленны. Способные легко манипулировать различными материальными энергиями и совершать чудеса, они постоянно путешествуют по различным планетам Вселенной без помощи летательных аппаратов. Они обладают восемью мистическими совершенствами (аштасиддхи), которые периодически демонстрируют, чтобы разрушать «земные» стереотипы людей: анима — способностью уменьшаться вплоть до размеров атома, лагхима — способностью делаться легче пылинки, прапти — способностью переносить из любого места Вселенной любой предмет или живое существо, махима — способностью становиться тяжелее самого тяжелого, ишитва — способностью создавать из ничего и разрушать без следа любые предметы, пракамъя — способностью осуществлять любое желание в течение короткого промежутка времени, вашита — способностью манипулировать материальными первоэлементами, камавасайита — способностью принимать самые причудливые формы или одновременно присутствовать в семи телах. Иногда их называют «добрыми волшебниками». Они могут даровать некоторые из своих способностей великим подвижникам и святым. Видьядхары часто помогают искренним и бескорыстным людям. Их деяния нашли отражение в сказках и древних легендах.
Существуют специальные звуковые вибрации — мантры, — с помощью которых можно вступать в контакт с обитателями мира Сварга, особенно с полубогами. Для них существуют особые мантры, описанные в ведических канонах. Однако для того чтобы вызвать того или иного полубога, недостаточно лишь правильно произнести мантру. Необходимо выполнить целый ряд условий, а самое главное — нужно быть искренним и добрым человеком. Если в вас нет любви, полубоги не обратят на вас внимания. В различных традициях существуют символические графические и скульптурные изображения полубогов, используемые наряду с мантрами для облегчения визуального контакта. Это не имеет ничего общего с идолопоклонством, которое практикуется среди нецивилизованных народов, поклоняющихся духам (о них пойдет речь ниже).
У каждого из нас есть несколько ангелов-хранителей. Когда мы принимаем человеческую форму жизни, кто-то из полубогов берет над нами «шефство». При каждом воплощении он сопровождает нас и помогает преодолеть различные ловушки материальной природы. У каждого рода также есть свой ангел-хранитель, который его оберегает. Фамилия человека может быть символически связана с хранителем рода (когда женщина выходит замуж и меняет фамилию, она меняет и ангела-хранителя). Есть полубоги, которые контролируют целые государства, города, нации и даже планеты. Арии об этом знали, поэтому, поклоняясь единому Богу — Вишну, почитали и уважали полубогов, с которыми были связаны через тот или иной эгрегор.